#тенфенсюй
директор по развитию бизнеса Большого Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона
при департаменте инвестиционной деятельности Сбербанка
Рядом с Россией есть огромные рынки – Китай, Япония, Корея, Юго-Восточная Азия, где живет больше 60% населения, и не зарабатывать на этом – глупо
"Моя работа намного скучнее, чем у коллег, как мне кажется, но, с другой стороны, мы занимаемся тем, что помогаем китайским компаниям войти на российский рынок, и российским компаниям открыть новые рынки в Китае. В Китае технорынок развивается с учетом изначально большого количества потребителей. Любой стартап автоматически может получать миллион пользователей, и это считается не очень много. Если сравнивать, для России, наверное, это все-таки довольно существенная цифра. Из-за этого, когда китайские компании попадают на другие рынки, в Россию или Европу, они сталкиваются с непониманием, что в России происходит.
Я специально запросил разрешение у компании, которая сделала приложение Likee, это конкурент Tik Tok, они сейчас только заходят на российский рынок, входят в топ-20 по скачиваниям в AppStore. Они рассматривают Россию исключительно как производителя качественного контента. Им интересен именно контент, который российские пользователи производят. Они делали сравнение, какой контент делают в Китае и какой контент делают в России. Им кажется, что российский контент в каком-то смысле более интересный, более качественный. То есть, Россию они рассматривают как диверсификацию контента, который находится в их сети. Это один из примеров.
Второй пример – мы ведем переговоры с одной уважаемой российской компанией, чтобы помочь им открыть китайский рынок мяса. Это большие инвестиции. Наверное, вы знаете, что сейчас в Китае бушует свиная чума. Буквально два дня назад читал статью о том, как китайские свинофермеры стали миллиардерами буквально за два-три месяца. Китай как крупнейший потребитель свинины нуждается в огромном количестве свинины. Здесь мы видим огромный потенциал для российских производителей.
Еще пример – производители сапфиров, которые тоже смотрят на китайский рынок, потому что Китай установил очень высокие налоги на импорт готового кристалла, и они рассматривают новые возможности по созданию собственного производства в Китае. Российская электроэнергия, которая нужна для производства кристалла, – это преимущество. Но выяснилось, что в Китае есть регионы, где стоимость электроэнергии даже ниже.
Российские компании, что для меня немного странно, не все могут решиться на инвестиции в Китай, потому что они сталкиваются с целым рядом препятствий – деловыми, культурными и в целом недопониманием китайского рынка. При этом компании все равно видят огромный потенциал. И я собственно занимаюсь этой работой, чтобы как-то поменять взгляд, упростить коммуникацию.
Для меня всегда было немного странным, что европейские, американские компании принесли в китайскую экономику миллиарды долларов, заработали еще больше, а российские компании почему-то боятся Китая. Неужели американские, европейские компании лучше могут понять китайцев, нежели россияне? Это для меня до сих пор вопрос открытый. Я не до конца понимаю, почему это происходит. У меня есть своя теория: ключевые преобразования в России и Китае происходили практически одновременно, в 90-х годах. В Китае в 90-х произошла реальная существенная реформа экономики, а в России произошло то, что произошло. Обе страны шли своим особым путем, и, возможно, есть некая конкуренция – кто прав, кто не прав.
Все сейчас готовы использовать english law во всех вопросах, однако никто в России не будет подписывать соглашения по китайскому законодательству, а китайцы не очень хотят работать по российскому законодательству. Собственно, это тоже интересная ситуация.
Алексей Милевский (модератор): Наверное, это общая проблема всех российских компаний. Российские компании начинают оперировать на российском рынке, и по каким-то причинам они на нем останавливаются в отличие от некоторых других стран. Пример Израиля. Есть очень много успешных глобальных израильских компаний, потому что для них очень маленький локальный рынок, они сразу понимают, сразу затачивают все свои процессы и команду на то, чтобы выйти и оперировать глобально. А российские компании - возможно, рынок им кажется достаточно большим, но на нем все равно нет фондирования, и они остаются на этом рынке, пытаются работать и дальше становятся заложниками российского рынка и не могут достичь успеха в выходе на международные рынки.
Да, абсолютно с вами согласен. Безусловно, у российских компаний есть уникальная история, уникальная экспертиза по многим вопросам, уникальные остатки от Советского Союза, например, в материалах (то, на что Китай очень сейчас смотрит), в сельском хозяйстве. Вы спрашивали, какие направления я выделяю, – я сейчас активно занимаюсь тем, что выстраиваю новые возможности для привлечения китайских инвестиций в российское сельское хозяйство. До Сбербанка я работал в Фонде развития Дальнего Востока. Я видел большие проблемы, с которыми сталкиваются китайские инвесторы при попытке проинвестировать, при аренде или покупке земли. Покупка вообще невозможна, аренда – тоже достаточно усложнена. Я концентрирую усилия на создании дополнительного механизма по тому, как это можно решить и обойти острые моменты. Россия и Китай – это аграрные цивилизации. Обе смотрят на землю как на самое ценное, что у них есть. Это нормально. Это заложено в цивилизационном коде этих двух стран. Рядом с Россией есть огромные рынки – Китай, Япония, Корея, Юго-Восточная Азия, где живет больше 60% населения, и не зарабатывать на этом – глупо."
www.veles-capital.ru
+7 (495) 258 19 88
123610, Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 18


Лицензия ФСФР России № 077-06541-010000 от 14.10.2003 года на осуществление дилерской деятельности (бессрочная), лицензия ФСФР России № 077-06527-100000 от 14.10.2003 года на осуществление брокерской деятельности (бессрочная), лицензия ФСФР России № 077-06545-001000 от 14.10.2003 года на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами (бессрочная), лицензия ФСФР России № 077-06549-000100 от 14.10.2003 года на осуществление депозитарной деятельности (бессрочная).
Официальный сайт ООО «ИК ВЕЛЕС Капитал» www.veles-capital.ru.
Раскрытие информации.